Блеск и нищета отечественной цифровизации: разбор аналитического отчета KMDA 2020

цифровизация, цифровая трансформация, Big Data, Большие данные, предиктивная аналитика, цифровая экономика

Недавно мы писали про 5 главных факторов, которые сдерживают цифровизацию бизнеса и государства по версии аналитического агентства Gartner. Сегодня поговорим про динамику отечественной цифровой трансформации, рассмотрев соответствующий отчет российского исследовательского бюро KMDA. Читайте в нашей статье, какие отрасли в России могут считать себя data-driven, от чего зависит успех цифровизации и каковы основные препятствия на пути к его достижению.

Приоритеты, лидеры и аутсайдеры отечественной цифровизации

Поскольку в нашей стране до недавнего времени аналитика больших данных (Big Data), а также непрерывный мониторинг и оптимизация бизнес-процессов были прерогативой крупных корпораций, неудивительно, что именно они являются ключевыми игроками на рынке цифровизации. Причем лидерство здесь принадлежит ИТ-сектору и финансовым предприятиям, а также отдельным направлениям ЖКХ за счет активного внедрения технологий «умного видеонаблюдения» с распознаванием лиц и детектированием событий, а также интернета вещей (Internet of Things). Их догоняют госуслуги, телеком, страховые, добывающие и промышленные компании (металлургия, нефть и газ), а также реклама, ритейл и консалтинг. В этом же сегменте находятся отрасли с более низкой, по мнению их представителей, цифровой зрелостью: образование, строительство, медицина, туризм и отдых, транспорт и логистика, услуги для населения. Наконец, среди начинающих свой путь цифровой трансформации числятся услуги бизнесу, электроника, агропром и автобизнес [1].

Цифровизация, цифровая трансформация, цифровая экономика
Распределение цифровой трансформации в России по отраслям и уровню зрелости

Под цифровой зрелостью эксперты KMDA подразумевают совокупную оценку уровня развития компании по нескольким ключевым направлениям цифровой трансформации [1]:

  • цифровизация бизнес-процессов;
  • управление на основе данных;
  • цифровая инфраструктура;
  • внедрение принципов клиентоцентричности (управление клиентским опытом);
  • управление ценностью продуктов и услуг;
  • R&D (Research and Development) – поиск гипотез, разработка инноваций и создание новых продуктов;
  • цифровая культура и цифровое партнерство.
Направления цифровизации
Приоритеты цифровой трансформации в России, согласно аналитическому отчету KMDA 2020

Интересно, что даже с учетом принадлежности к разным отраслям экономики, лидеров цифровизации отличают следующие общие качества [1]:

  • открытость новым технологиям и непрерывный поиск инноваций;
  • высокий уровень мотивации рядовых сотрудников и поддержка топ-менеджмента;
  • наличие стратегии цифровизации с учетом общего развития компании и органа управления цифровой трансформацией;
  • соответствие цифровой инфраструктуры потребностям бизнеса;
  • высокий уровень цифровизации бизнес-процессов, когда управление на каждом уровне (стратегический, тактический, операционный) осуществляется на основе глубокой аналитики данных с применением современных технологий Big Data;
  • внедрение принципов цифровой культуры с непрерывным развитием компетенций сотрудников;
  • системная работа над развитием всей цифровой экосистемы предприятия.

При этом цифровизация бизнес-процессов и управление на основе данных (аналитика Big Data) представляются наиболее приоритетными направлениями, чем, например, разработка новых продуктов (R&D). Впрочем, это неудивительно, поскольку сотрудники опрошенных KMDA организаций, в первую очередь, имеют непосредственное дело с ежедневными бизнес-процессами своих компаний и потому обращают на это максимум внимания. Но цифровизация, в отличии от автоматизации, предполагает не только автоматизированное или автономное выполнение деятельности, а включает в себя ее непрерывную аналитику и поиск возможностей улучшения (оптимизацию). Таким образом, здесь имеют место практически все задачи бизнес-анализа, от мониторинга до оценки внедренных решений, описанные в руководстве BABOK®Guide, что мы разбирали на днях. Подробнее о том, чем цифровизация отличается от автоматизации, читайте в нашей отдельной статье

За и против: драйверы и препятствия цифровой трансформации

Согласно исследованию KMDA, основными факторами успеха в реализации мероприятий цифровой трансформации считаются развитие компетенций сотрудников, поддержка руководства, а также наличие четкой системы управления и стратегии цифровизации [1]. Примечательно, что наименьшее значение играет технологическая составляющая в виде развитой инфраструктуры. Впрочем, активное развитие облачных сервисов, например, по аналитике больших данных (DaaS) делает необязательным развертывание собственных дата-центров. Однако, небольшая влиятельность самих данных и аналитики на успехи цифровизации, по мнению респондентов KMDA, вызывает вопросы: о каком управлении на основе данных может идти речь, когда их значимость не считается высокой?

Более того, если проанализировать ключевые препятствия цифровой трансформации, отмеченные респондентами KMDA (нехватка компетенций, сопротивление изменениям, отсутствие единого органа управления цифровой трансформацией и стратегии цифровизации), можно сделать следующие выводы:

  • внутреннее сопротивление изменениям порождается отсутствием стратегического плана или его незнанием (непониманием);
  • недостаток компетенций, отсутствие поддержки со стороны руководства и нехватка квалифицированных кадров свидетельствуют о низком уровне цифровой культуры в организации.
Что двигает и тормозит цифровую трансформацию в РФ
Ключевые факторы успеха отечественной цифровизации и основные препятствия

Впрочем, результаты этого исследования компании KMDA вполне коррелируют с рекомендациями аналитического агентства Gartner, которое включило недостаток компетенций и низкий уровень цифровой культуры в ТОП-5 факторов, сдерживающих корпоративную цифровизацию [2].

цифровизация, цифровая трансформация, Big Data, Большие данные, предиктивная аналитика, цифровая экономика
С какими трудностями столкнется каждый директор по цифровизации и как их решить с помощью аналитики больших данных и других: рекомендации агентства Gartner

Также весьма значимой причиной успеха или провала является позиция руководства, в т.ч. лидера, на котором лежит ответственность за проекты цифровой трансформации – директора по цифровизации или CDTO (Chief Digital Transformation Officer), о чем мы поговорим завтра. А как успешно реализовать реальные проекты цифровизации своего бизнеса или цифровой трансформации государственных и муниципальных предприятий, вы узнаете на нашем обновленном курсе «Аналитика больших данных для руководителей» в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации разработчиков, менеджеров, архитекторов, инженеров, администраторов, Data Scientist’ов и аналитиков Big Data в Москве.

Источники

  1. Аналитический отчет компании KMDA «Цифровая трансформация в России – 2020: обзор и рецепты успеха» https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXikrGoKgpVlcwN/view
  2. https://www.gartner.com/smarterwithgartner/avoid-5-pitfalls-when-building-data-and-analytics-teams

 

Поиск по сайту