Цифровая экономика 2030: что нового в июльском Указе Президента РФ

цифровизация, цифровая трансформация

Сегодня рассмотрим перспективы отечественной цифровизации в контексте Указа Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», который вышел 21 июля 2020 года. Читайте в нашей статье, чем это документ дополняет цели и показатели национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», изложенные в аналогичном майском Указе от 07.05.2018, а также в чем проблема с реализацией национальных целей в области сквозных цифровых технологий по мнению Дмитрия Пескова.

Что сказано в июльском Указе: развитие цифровизации до 2030 года

21 июля 2020 года Президент подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.», который определяет стратегические направления развития страны, ориентированные на увеличения численности населения и повышения уровня жизни граждан. Из 5 заявленных в этом Указе национальных целей с точки зрения ИТ нам наиболее интересна цифровая трансформация, по которой планируется достичь следующих целевых показателей к 2030 году [1]:

  • достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
  • увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;
  • рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97%;
  • увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.

Сравнение с документами 2018 года: преемственность или противоречия

Если сравнить новый Указ с предыдущей версий, от 07.05.2018 года, которая описывает национальные цели и стратегические задачи развития РФ до 2024 года [2], можно сделать следующие выводы:

  • документ 2020 года намного короче своего предшественника;
  • версия 2020 года НЕ заменяет документ 2018 года, а уточняет его в плане значения некоторых целевых показателей;
  • Указ 2020 года вводит понятие «цифровая зрелость» отраслей экономики, однако не детализирует его;
  • тема цифровизации проходит практически через все пункты Указа 2018 года, от здравоохранения до предпринимательства, тогда как в версии 2020 года она сосредоточена локально.

Таким образом, Указ 2020 года носит скорее рамочный характер, тогда как документ 2018 года детально описывает стратегические задачи достижения национальных целей. Впрочем, до 30 октября 2020 года Правительство РФ должно скорректировать и представить национальные проекты в соответствии с июльским приказом. Поэтому вполне возможно, что текущая национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» будет изменена. Напомним, сейчас, согласно паспорту этой нацпрограммы, утвержденному 24 декабря 2018 года, она включает 11 пунктов в разделе «Цели, целевые и дополнительные показатели». Основными целями здесь заявлены следующие [3]:

  • увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом
  • внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны, проценты
  • создание устойчивой и безопасной информационно- телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств

Достижение этих целей предполагается отслеживать с помощью следующих показателей [3]:

  • доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», %
  • доля социально значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «Интернет», %
  • наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах, количество
  • доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, проценты
  • средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак, часов
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями
  • стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения, %
  • стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения, %.

Таким образом, стратегия развития цифровой трансформации до 2030 года не покрывает все цели и целевые показатели, заявленные в национальной программе «Цифровая экономика».

Что не так с цифровой трансформацией бизнеса и государства: вызовы, проблемы и ограничения

Для реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» в ней самой предусмотрены следующие федеральные проекты [4]:

  • Нормативное регулирование цифровой среды;
  • Информационная инфраструктура;
  • Кадры для цифровой экономики;
  • Информационная безопасность;
  • Цифровые технологии;
  • Цифровое государственное управление.

Нацпрограмма включает основные вехи вышеперечисленных федеральных проектов, без детальной реализации. Примечательно, что этот документ, в отличие от версии 2017 года, не определяет перечень так называемых «сквозных цифровых технологий». Напомним, сквозные технологии были определены в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) как ключевые научно-технические направления, которые наиболее сильно влияют на развитие рынков, охватывая одновременно охватывают несколько трендов или отраслей. Среди них в версии 2017 года указываются большие данные (Big Data), нейротехнологии и искусственный интеллект, блокчейн, промышленный интернет вещей (Industrial Internet Of Things), робототехника, технологии беспроводной связи, а также виртуальной и дополненной реальностей (VR/AR).

Интересно, что Дмитрий Никоаевич Песков, спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового развития (не путать с Дмитрием Сергеевичем Песковым, пресс-секретарем Президента), на онлайн-конференции по перезапуску НТИ в 2020 году заявил о том, что Минкомсвязи провалило развитие цифровых технологий. Свою позицию он аргументировал тем, что в стране до сих пор отсутствует модель управления развитием цифровых технологий, не определены ответственные за данный процесс, не утверждены дорожные карты, а по некоторым из них не определено даже финансирование. Таким образом, цифровые технологии нацпрограммы «Цифровая экономика» не работают должным образом [5].  Некоторые причины этой ситуации мы рассмотрим завтра.

Это не единственная шероховатость главном документе отечественной цифровизации. Подробный перечень замечаний изложен в экспресс-анализе специалистов портала TAdviser [3]. А об этических проблемах внедрения цифровых технологий читайте в нашей новой статье.

Возвращаясь к июльскому Указу отметим важность понятия «цифровая зрелость», которая предполагает готовность организации/отрасли к внедрению и успешному использованию новых технологий. При этом залогом эффективного применения Big Data, Machine Learning, IIoT и прочих направлений Industry 4.0 является не столько инфраструктура, сколько подходы к организации работы. Ведь цифровизация – это не просто автоматизация текущих процессов, а их переосмысление в управляемой данными парадигме (data-driven). Подробнее о том, чем отличается цифровизация от автоматизации мы рассказывали здесь.

Таким образом, сегодня первостепенной задачей органов государственного управления, бюджетных отраслей экономики, таких как здравоохранение и образование, а также коммерческого бизнеса является осознание основных концептов цифровой трансформации и прикладных аспектов ее реализации. Поэтому, чтобы научить вас мыслить в процессно-цифровой парадигме, Школа Больших Данных обновила свой практический курс «Аналитика больших данных для руководителей». В рамках этого мы подготовили целую серию тренингов специально для государственных и муниципальных организаций, с учетом содержания национальной программы «Цифровая экономика РФ», вызовов современного рынка и текущего развития технологий Big Data, Machine Learning и IIoT.

Источники

  1. http://kremlin.ru/events/president/news/63728
  2. http://kremlin.ru/events/president/news/57425
  3. https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Национальная_программа_Цифровая_экономика_Российской_Федерации
  4. http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf
  5. https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Сквозные_технологии_цифровой_экономики

 

Поиск по сайту