Как коронавирус стимулирует экономику Big Data: факты и ожидания

Big Data, Большие данные, Machine Learning, машинное обучение, предиктивная аналитика

Жесткий режим карантина и самоизоляции из-за нового коронавируса кардинально изменил мировую экономику, сократив доходы большинства работающего населения. Однако, в некоторых отраслях наблюдается беспрецедентный рост продаж. Сегодня мы расскажем, какие компании продолжают успешно развиваться, несмотря на COVID-19 и вызванные им ограничительные меры. Спойлер: все они связаны с большими данными (Big Data) и цифровизацией.

Все онлайн: коронавирус как драйвер Big Data бизнесов

Сегодня, когда мы все по-настоящему ушли в онлайн, наибольшим спросом пользуются веб-сервисы следующих категорий:

  • развлекательные ресурсы, от радио и кинотеатров до электронных книг и игр;
  • образовательные платформы, специально ориентированные на интерактивное обучение (Coursera, Stepik, GetCourse и пр.), а также сайты с тематическими статьями, например, блог нашей Школы Больших Данных;
  • интернет-магазины, включая агрегаторы доставки еды из ресторанов и продуктов с оффлайн-складов;
  • коммуникационные инструменты – мессенджеры, платформы онлайн-звонков и видеоконференций (Zoom, Skype).

При всем многообразии предлагаемых продуктов, все эти веб-сервисы объединяет их принадлежность к миру Big Data, где требуется собирать и обрабатывать огромные объемы информации. Именно здесь особенно востребованы аналитика больших данных и машинное обучение для прогнозирования пользовательского поведения и стимулирования потребителей к новым покупкам. Сегодня, когда из-за COVID-19 люди сидят по домам, количество активных пользователей и продуцирумых ими данных становится еще больше. И, хотя многие сервисы стали бесплатными на период карантина [1], выручка крупных ИТ-компаний продолжает расти.

Например, Ozon.ru, гигант отечественный онлайн-торговли сообщает, что в России только за март 2020 года продажи товаров для ремонта выросли на 296%, настольных игр — на 150%, товаров для домашних занятий спортом, хобби и творчества — на 120%, книг — на 110%. В 4 раза увеличились продажи подписок на онлайн-кинотеатры и игровые сервисы [2]. В Китае, где на сегодня эпидемия почти закончилась, платформы электронной коммерции отметили 215% рост спроса на продукты питания. В частности, розничные сети КНР сообщили, что поставки овощей выросли в 6 раз во время Китайского нового года, когда в стране наблюдался пик заболевания [3].

Дистанционное обучение: за и против

Значительный рост продаж (от 20 до 250%) наблюдаются и в сегменте онлайн-образования. В условиях неопределенного будущего и избытка свободного времени люди, запертые в 4-х стенах, стремятся получить новые знания и навыки. Дополнительным фактором спроса на онлайн-курсы стала отмена привычных занятий в школах и ВУЗах [4]. Область Big Data – не исключение, сегодня в сети можно без труда найти обучающие материалы по машинному обучению и другим методам Data Science, а также курсы по Apache Spark, Hadoop, Kafka и прочим технологиям больших данных. Подобные открытые уроки – отличный способ узнать о новом инструменте. Но говорить о том, что они позволят в совершенстве овладеть им, пока преждевременно. При множестве положительных аспектов дистанционного обучения (свобода выбора тем, удобный график индивидуальных занятий) , отметим некоторые недостатки этого формата:

  • недостаточная обратная связь от студента к преподавателю и наоборот. Например, при взаимодействии лицом к лицу опытный учитель быстро заметит реакцию аудитории и оперативно скорректирует материал в сторону усложнения или упрощения. В онлайн-формате это сделать сложнее, т.к. даже в условиях «прямого эфира» взаимодействие происходит опосредовано.
  • чрезмерный фокус на заранее объявленной теме без незапланированных сопутствующих дополнений, например, комментарии и мнения, что имеет место в офлайн-беседах. Такой обмен профессиональным опытом существенно обогащает образовательную среду, расширяя кругозор участников и приводя к так называемым инсайтам (insights). Например, курсы по Apache Spark могут привести к разговору о других смежных технологиях Big Data: Hadoop, Kafka и т.д., что более вероятно в face-2-face взаимодействии, чем через веб-конференцию.
  • пониженная степень погружения в изучаемый предмет по сравнению с офлайн-классом из-за возможности отвлечься на другие задачи параллельно с аудио/видео-трансляцией теоретического материала. Разумеется, это вопрос дисциплины и заинтересованности студента в изучаемой теме, однако в случае личного присутствия в офлайн-классе студенты больше сконцентрированы на обучении, а не на посторонних вещах.

Поэтому при всех достоинствах онлайн-курсов, для корпоративного обучения прикладным тенологиям, в частности, Big Data, офлайн пока остается более эффективным форматом. Почему курсы по Hadoop, KafkaSpark и другим технологиям больших данных сплотят ваших сотрудников лучше любого тимбилдинга, мы рассказывали здесь.

Цифровизация и COVID-19: комбо, а не противостояние

Тем не менее, пандемия коронавируса показала, что многие бизнес-процессы действительно можно перевести в онлайн без потери эффективности. В частности, многие ИТ-специалисты и до карантина работали в удаленном режиме, администрируя сервера и разрабатывая ПО, техническую документацию или дизайн-проекты. Карантин не слишком повлиял на ежедневные задачи этой части населения. Более того, ограничительные меры сдерживания социальной активности даже выступили драйвером роста многих ИТ-решений.

К примеру, система слежения за людьми в рамках программы «Умный город», реализуемой в Москве с 2012 года. Этот проект с бюджетом 500 миллиардов рублей включает в т.ч. биометрическую систему уличного видеонаблюдения с распознаванием лиц. В целях борьбы с коронавирусом эта система будет отслеживать заболевших и потенциальных носителей, нарушивших карантин [5]. Оставив за рамками этические вопросы такого использования Big Data технологий, отметим, что с этой системой уже связано несколько инцидентов информационной безопасности. В частности, записи с уличных камер городского видеонаблюдения оказались в продаже на черном рынке, а доступ к следящим устройствам не слишком защищен с технической точки зрения [6]. Почему это опасно и о других проблемах cybersecurity в биометрии мы рассказывали здесь.

Впрочем, коронавирус активизирует не только государственные сервисы контроля за населением, но и затрагивает прочие проекты отечественной цифровизации, таких как беспилотные летательные аппараты (БПЛА, дроны). Например, 11 апреля 2020 года на территории аэропорта «Орловка» в Тверской области и над Погорельским сельским поселением прошла официальная демонстрация использования беспилотников для оповещения населения, предупреждения и борьбы с ЧС. В мероприятии приняли участие 10 компаний – лидеров отечественного производства БПЛА, а также представители силовых структур (МВД, МЧС и ФСБ) [7]. Успех события позволяет надеяться на устранение хотя бы части организационных проблем, которые сдерживают развитие рынка дронов в России.

Подводя пока не слишком радующие итоги текущей ситуации с коронавирусом, хочется верить, что она окажет на отечественную экономику не только отрицательное воздействие, но и простимулирует развитие. Например, сегодня мы все поняли, насколько велика ценность согласованной и корректной информации, а также почему управленческие решения должны приниматься на основе реальных данных.

А пока мир продолжает сидеть на карантине, мы работаем для вас – даже в период пандемии COVID-19, наш лицензированный учебный центр «Школа Больших Данных» функционирует в штатном режиме. Образовательные курсы обучения и повышения квалификации руководителей и ИТ-специалистов (менеджеров, архитекторов, инженеров, администраторов, Data Scientist’ов и аналитиков Big Data) в Москве ведутся согласно утвержденному расписанию. Для компаний, ограничивающих передвижения своих сотрудников, предлагается дистанционный формат обучения в режиме удаленного взаимодействия.

Источники

  1. https://informburo.kz/stati/polzuysya-besplatno-servisy-kotorye-stali-dostupny-dlya-vseh-na-karantine.html
  2. https://www.gazeta.ru/business/news/2020/03/22/n_14191513.shtml
  3. https://nv.ua/biz/markets/pandemiya-koronavirusa-chto-izmenilos-dlya-biznesa-i-potrebiteley-novosti-mira-50077243.html
  4. https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/04/08/827543-onlainovie-kursi
  5. https://www.the-village.ru/village/city/news-city/379093-slezhka
  6. https://roskomsvoboda.org/54969/
  7. http://www.robogeek.ru/letayuschie-roboty/pervye-v-rossii-ispytaniya-dronov-dlya-borby-s-posledstviyam-epidemii-koronavirusa